Для Друзей. Adobe LR3 — инструкция для чайника.

11/07/2010 – 10:27 дп

Мой добрый Друг, Юрий Богомаз,zoom_fx написал замечательную статью, для базового, начального пользования конвертером Лайтрум.
С его разрешения, я публикую его статью, потому как в ней все просто, понятно, доступно.
Рекомендую ее тем, кто планирует, или недавно перешел на новый для него софт.

ЛАЙТРУМ — БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!
Я для знакомого фотографа составил руководство по настройке и управлению Лайтрумом. Может, еще кому оно окажется полезным. Никаких секретов я не раскрываю, неожиданности ждут только тех, кто не любит читать мануалы,особенно разделы про short keys, а также совсем на Вы с принципами дружбы графических программ и ОС. Ну и как всегда стоит оговориться, что мои выводы не являются единственно верным решением и не обязательны к исполнению.
Кликаем ниже и читаем дальше:

Настройка каталогов и организация данных.

Под каталогами (Catalog) здесь мы понимаем библиотеки Лайтрума, каталоги (папки) файлов на диске компьютера здесь именуются фолдерами (Folders). Я несколько раз сталкивался с подобной путаницей в голове у юзеров, потому считаю важным это отметить. Каталоги лайтрума хранят все настройки макроса программы, который будет применяться к исходным файлам при запуске функции экспорта. В этом принципиальное отличие Лайтрума от Фотошопа – исходные данные остаются неизменными. И сохраняя каталоги Лайтрума, в любое время можно вернуться к их модификации. Главное не менять имена исходных файлов и фолдеров, чтобы легче их было потом находить и синхронизировать. Поэтому важно продумать и применять единую структуру размещения всех компонентов. Мой опыт использования привел к схеме описанной ниже.

Сперва о компьютере. Для повышения производительности системы наиболее эффективным решением является разделение файлов системы, исходных данных и каталогов на отдельные физические носители информации. Система — один hdd («винчестер»), raw — следующий hdd, Lightroom catalogs (он же swop-диск) — еще один hdd. Я пошел еще дальше и сознательно выделил отдельный диск для ВСЕГО выходного материала. Таким немудреным приемом я лишил диски с исходными данными проблемы с дефрагментацией как таковой. Они там лежат практически не шевелясь. А поскольку дисков с исходниками несколько штук, теперь они могут спокойно засыпать в случае, если не используются, что сказывается на тишине в комнате и температуре в корпусе системного блока. Из недостатков — это решение лишило меня удобства логичного и автоматического размещения выходного материала. Нельзя использовать настройку экспорта «Same folder as original photo».

Итак, мой компьютер физически построен так (PC) — Disk C: System; Disk D: Edit Data; Disk E,F,..: In Data; Disk S: Swop. Диск для swop (temp, cache) специально обозван далекой буквой, чтобы не встревать поперек временами подключаемых extended-дисков. Это виндовая наследственность, которая иногда способна портить жизнь. Так вот. На swop-диске я создал фолдер /Lightroom Catalogs, куда ссылаю все создаваемые мной каталоги. Из-за обилия фотоматериала у меня их несколько. Репортаж, студия, свадьбы, театр, отдельно по каждому из мюзиклов и по крупным клиентам. Размещение исходных файлов на дисках hdd не всегда соответствует тематическому делению, например, репортажку и студию я сваливаю подряд в фолдеры по годам. Для свадеб своя папочка, для театров тоже, но это не суть принципиально. Тут есть только одна удобная зависимость: если сохранять исходный материал последовательно, то с течением времени можно изымать из корпуса компьютера hdd с самыми ранними данными и складывать их на полочку в виде архива. Эта операция будет логична и безболезненна для работы лайтрумовских каталогов.

Все о чем я тут рассказывал призвано ускорить работу системы и применимо в основном для стационарных фото-станций. Для ноутбуков и iMac все это пропускается.

Да, еще один момент! Нужно не забыть и перенести кэш модуля Camera RAW все на тот же swop-диск (Edit/Preferences/File Handling/Camera Raw Cache Settings). Иначе по умолчанию временные файлы будут тормозиться на системном диске.

Там же в Preferences/Presets/Location стоит указать хранить свои Presets в одной папке с каталогами. Если вы любите искать в сети и использовать чужие сервисные наработки – эта галочка в настройках избавит вас от нудного поиска места их хранения.

В Preferences/Interface отметьте Zoom clicked point to center – в результате куда тыркните курсором туда и увеличится.

В настройках каждого каталога Edit/Catalog Settings выбираем в какой момент запрашивать сохранять резервную копию (Backup). У меня стоит Every time Lightroom exits. Я не сохраняю backup при каждом выходе из Лайтрума, но так оно мне чаще вспоминается, что надо бы. И тут еще один важный момент! По умолчанию Лайтрум предлагает хранить backup во вложенной папке текущего каталога. Это вред. Вред не производительности, а сохранности. Помните, у нас один дядька по телевизору все про диверс… яйца в одной корзине говорил? Вот это оно и есть. Backup каталогов нужно хранить на физически отдельном диске. Я их храню на системном в User/Lightroom Backups. Стоит помнить, что туда временами надо наведываться и вручную удалять старые копии.

Поскольку мы все еще в настройках каталога, пара слов про XMP (Extensible Metadata Platform). Файл этого формата с расширением .xmp способен хранить все настройки, которые вы изменили или применили в Лайтруме для конкретного исходного файла. Отличие XMP от каталога в том, что это универсальный, читаемый множеством программ формат. Например, этим файлом можно сопроводить ваш RAW-файл, отдавая заказчику. Который, открывая его в том же Фотошопе, получит все ваши лайтрумовские настройки, но и сможет их изменять. Потом с помощью XMP можно экспортировать и импортировать рейтинг, метки, ключевые слова файлов хоть в Bridge, хоть в ACDSee. В настройках каталога можно выбрать «Automatically write changes into XMP» и файл с именем исходного и расширением .xmp будет автоматически сохраняться рядом с raw. Советую это делать обдуманно. Зачем мусорить, если не используете? Так как в любой момент для выбранных файлов можно нажать Ctrl+S и этот файл тут же сгенерируется.

Теперь об управлении средой.

Самые часто используемые модули Лайтрума – это Library и Develop. Долгий способ переключения — Ctrl+Alt+1,2. Запомните три клавиши: D – переключает в Develop, а в Library – G (режим сетки), E (текущий кадр).

Включение выключение фильтров (флаги, звездочки, цветовые маркеры). Раньше от «продвинутых» юзеров в поддержку Адоби был шквал запросов о вдруг пропавших картинках. Все из-за того, что народ забывал о включённой фильтрации. В третьей версии нас избавили от этой проблемы тем, что удалили память о фильтрах на корню. Теперь фильтрация автоматом выключается при покидании фолдера. Быстро включить – Ctrl+L.

Управление панелями. Верхняя панель прячется/появляется — F5. Кнопки F6,F7,F8 – нижнюю, левую, правую панели. Так же стоит обратить внимание на возможность настройки появления/пропадания боковых панелей при клике/наведении мыши. Нажмите правую кнопку мыши на полоске со стрелочкой для нужной панели и выберите удобный вариант.

Tab – быстро включает/выключает обе боковые панели. Shift+Tab – вместе с нижней и верхней панелями.

Кнопка T в режиме Grid (G) или Loupe (E) включает/выключает различные полезности для настроек.

В режиме Develop я использую Solo Mode для правой панели (правая кнопка мыши на любом заголовке правой панели). Переключение между панелями Ctrl+1,2,3,4,5,6,7. Там же можете отключить не используемые.

R – кадреж, Q – лейкопластырь, M – градиентный фильтр, K – кисточка.

Это главные кнопочки, чтобы чувствовать себя победителем.

Ну и напоследок чуть более детально о моей технологии работы в Лайтрум.

Я не использую диалог импорта в Лайтруме для сбрасывания файлов с флэшек на hdd. Во-первых, это дольше; во-вторых, при перезаписи меняется дата создания файла на диске. Не время съемки, а именно время записи на диск. Сохранив ее неизменной я получаю возможность выбирать временные промежутки съемки прямо в программе файл-менеджере, не обращаясь к программам, читающим EXIF файла.

Для перезаписи и вообще для работы с файлами на дисках компьютера использую Total Commander. В нем можно настроить не изменять время создания файлов и так же управлять буферизацией, ускоряющей перезапись как таковую. Помимо этого там куча довесов для упрощения работы с архивами, ftp-соединениями, имеется очень крутой инструмент для пакетного переименования, изменения атрибутов, времени создания и т.п. радостями системщика.

Сливаем флэшку на диск. Импортируем данные в каталог. Кстати, важная рекомендация! Не создавайте список каталогов с исходными данными в корневой директории диска. Всегда только во вложенном фолдере! Например, E:\my.photo.2010, а внутри – E:\my.photo.2010\2010.05.07 Свадьба Маши и Саши. Наличие общего головного фолдера облегчит вам возможную пересинхронизацию всех вложенных данных в случае изменения имени (буквы) физического диска. Не нужно будет синхронизировать каждую папку по отдельности. И на предложенный мной формат даты в имени вложенного фолдера тоже обратите внимание. Сперва год, затем месяц и в конце число месяца – только эта последовательность принимается и воспроизводится компьютером в списках в правильной возрастной последовательности.

Импортируем в Лайтрум с параметром Add. Я сразу присваиваю значения копирайта в поле Metadata. Надо заранее составить и сохранить соответствующий файлик в Metadata/Edit Metadata Presets. Также у меня выбрано значение автоматически генерировать стандартное превью для всех импортируемых файлов. Это происходит относительно быстро.

Следующий этап – выбор картинок (что пойдет в работу, что на выброс). В режиме Library, стрелками вправо и влево, листаем подряд картинки и помечаем те, что понравились – Ctrl+ стрелка вверх, те, что на выброс – Ctrl+ стрелка вниз. Важные дубли и спорные не трогаю. На слабых компьютерах, для существенного ускорения прорисовки картинок при листании, следует отказаться от разворачивания окна программы на весь экран. На этом этапе выбора это часто допустимо. Сожмите окно хотя бы на треть, увидите, на сколько все станет быстрее.

Затем фильтрую (выделяю) помеченные флагом (Ctrl+ стрелка вверх) и отстраиваю для них full size preview.

Дальше более тщательная выборка с присвоением рейтинга звездочками. Цветовые маркеры я обычно оставляю для деления по месту, жанру, цвету или чб. Этот этап уже может быть совмещен с редактированием изображений.

Инструменты я не буду описывать. Этот вопрос легче всего решается привычным методом тыка.

Все. Кстати, заметьте, мне кажется я удачно обошелся без единой картинки-иллюстрации =))

UPD. Обсуждение ниже в постах читателей о способах отбора изображений, напомнило мне о забытом приеме. В Windows есть встроенная функция контроля залипания клавиш. Включается она пятикратным нажатием клавиши Shift. Что это дает? Дает удобство использования клавиши Ctrl при листании и селекции снимков. Двойной клик и Ctrl залипает (эффект подтверждается соответствующим звуком). И дальше весь процесс листания и выбора происходит без необходимости физически удерживать кнопку Ctrl. Это реально удобно и быстро, попробуйте. Стрелки вправо, влево – листание. Вверх, вниз – Flagget (P), Rejected (X).
Главное не забывать контролировать отключение этой функции!!!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

You must be logged in to post a comment.