Каратэ — спорт мужчин

Хочу вам рассказать, как делать удачные фотографии на соревнованиях боевых искусств на примере съёмок Кёкусин каратэ (Kyokushinkai Karate), которые мне удалось снимать в течение многих лет в своём городе и во многих других городах России. В любом боевом искусстве важен Дух бойца, а не его Форма и задача фотографа показать именно эту сторону любого единоборства.

Аналогичные виды борьбы (Тэквон-до, Дзю-до, Джиу-джицу, Рукопашный бой во всем его многообразии и т. д.) могут быть также удачно сфотографированы с внесением небольших изменений в процесс съёмки, связанных со спецификой боя и Правилами данного вида борьбы. Очень важна Ваша техническая подготовка, потому что у Вас нет возможности переснять соревнования, т. к. СПОРТ, во-первых, скоротечен, во-вторых, уникален, в-третьих, неповторим.

Бой двух человек невозможно имитировать. Невозможно, в раздевалке подойдя к бойцам, сказать: «Мужики, у вас там взгляд не тот…» или «Моргнул ты, пойдём, по-быстрому, на татами, пока свет не выключили, я пару кадров сделаю…» Сами понимаете, куда и как пошлют вас за такие слова…

Самое главное — это то, без чего очень трудно, а может и невозможно сделать удачные кадры — вы должны знать то, что снимаете. Ещё лучше, если вы будете хоть немного знать Правила борьбы, соревнований, терминологию; и вообще замечательно, если вы будете заниматься тем видом борьбы, который планируете фотографировать. Занимаясь любым видом единоборств, вы получите очень многое. Вам не нужно будет заклеивать чёрной изолентой гордое имя Nikon, (Pentax, Canon, Contax, и т. д.) на камере, вы можете спокойно гулять где угодно в любой стране мира, зная, что с вами ничего не случится, и все окружающие вас люди будут чувствовать это. У вас будет отменное здоровье, ваши плечи не будут болеть от тяжёлого кофра, а предплечья — от камеры Nikon F6 с Nikkor AF ED 80-200mm f/2,8 D, в течение съёмок любой продолжительности. Самое главное — вы будете знать, чем отличается лоу-кик от маваши–гедан, что удары цуки менее фотографичны, чем тоби–уширо–маваши. А после попадания в голову какато–гери, не нужно ждать того, что боец встанет — от этого удара, как правило, не встают (если только с помощью Представителей команды).

И потому:
Занимайтесь тем видом борьбы, который вы планируете снимать.
Тренируйте свою реакцию нажатия на кнопку на тренировках, попросите старшего Ученика в вашем зале сделать его любимый удар ногой, и попытайтесь понять, как быстр он и как медленно работает затвор вашей камеры (или ваш палец на кнопке). Договоритесь с друзьями, чтоб они провели тренировочную схватку, заранее обсудив комбинации ударов — так вы научитесь понимать технику боя, что за чем идёт. Так, если был удар рукой (цуки) то можно с большой вероятностью ждать удара ногой (гери).

Сфотографируйте этот тренировочный бой, и вы поймёте, что даже бой друзей (которые не имеют большой мотивации к победе, а показывают вам своё умение и навыки, работая в треть или в половину силы и скорости) снять хорошо непросто. То они возятся, уперевшись как бараны, то работают на длинной дистанции, а у вас фиксированный обьектив и вы вынуждены двигаться, от них или к ним. Вдруг один из них резко, (для вас — резко!), делает кувырок в воздухе, пытаясь в кувырке попасть выпрямленными ногами в голову противника, а вы, наблюдая это в видоискатель, от неожиданности этого движения отпрянули, AF камеры сбился, тогда как другой спортсмен, спокойно и плавно сделал шаг в сторону и навстречу, и улыбается, глядя на упавшего товарища.

Такие ситуации подготовят вас к тому, что, снимая от татами (ковра) можно быть травмированным отступающим или падающим бойцом. Если даже у вас нет желания заниматься рукоприкладством, и вам без разницы Карате-До или -После, вам больше по душе лыжи, доска, штанга и т. д. — перед съёмкой, перед соревнованиями посмотрите DVD с записью Боёв без правил, соревнования профессионалов бокса, фильмы с участием Стивена Сигала, особенно ранние, и просматривая это всё, мысленно нажимайте кнопку затвора вашей камеры. Вот, хороший момент, вот, а это не очень… Это хорошая тренировка. Найдите консультанта из числа адептов этого Искусства. Пусть он вам расскажет про Правила, про специфику стиля, про рисунок боя. И во время соревнований пусть он будет рядом, чтоб всегда можно было спросить: «А что дальше?» или «Что это было?»

Очень рекомендую посмотреть заранее зал. Или приехать на стадион утром, пока не выставлено оцепление. Все бойцы уже там, потому что соревнования в весовых категориях и комиссия взвешивает всех, формирует списки с утра. Так как аккредитация делается заранее, крепите бейдж на шею, и вперёд. Выберите место, откуда будете снимать. Посмотрите где ставят свои камеры телевизионщики. Они грамотные ребята и, как правило, ставят в самые лучшие места. Найдите место рядом. Хорошо если они вам дадут розетку от своих проводов. Не часто, но договориться можно.

Техника съёмки

Есть как минимум две технологии съёмки соревнований относительно места.
Первая — это съёмка со штатива. Нужен хороший 200 или 300 или 400/2,8 объектив, и можно спокойно смотреть — камера на штативе, всё хорошо. И зрители, и судьи, и спортсмены — как на ладони. У меня таких объективов нет, потому описывать это не могу.

Второй способ — это свободная охота, свободное передвижение. Ты один, у тебя всё с собой, и ты не привязан к месту, залу, ковру. Ходишь, снимаешь — сверху, снизу, в тренерской, в разминочной, в раздевалке. Я снимаю именно этим способом.

Вернёмся к залу

Посмотрите списки, кто с кем в первом круге. Запишите себе, для того чтобы планировать где и на каком татами будет интересный бой. Как правило, все серьёзные соревнования проходят на двух татами первый круг, т. н. отборочный или круг приведения.

В Кёкусинкай каратэ олимпийская система, и проигравший бой выбывает из соревнований. Вы сами увидите, где и какой по счёту именитый боец, или тот у кого «хорошие ноги» или тот на кого все сегодня надеются, кого готовят максимально сильно. На эти бои Вы должны уделить максимум внимания, сил, плёнок. Полуфинал и финал будут на одном татами, и Вам будет проще.

Пара слов о Рукопашном бое

Там начало соревнований может быть другим. Всё зависит от направленности Школы. Могут быть так называемые отборочные соревнования по самообороне. Это когда каждый боец, перед началом боёв проходит тестирование по защите от разного вида оружия — нож, палка, пистолет. И это его умение входит в его рейтинг и учитывается при судействе. Снимать это почти не интересно, т. к. всё понятно, предсказуемо и не эффектно. Но эффективно в реальной ситуации.

Вернёмся к Кёкусинкай каратэ

Перед финальными боями, как правило, идут показательные выступления Школы. И отдельных специально подготовленных Мастеров. Это очень интересные и трудные кадры. Особенно зрелищные номера с разбиванием чего-либо ногой или об ногу, или головой. Плохо в этих номерах то, что мало света, прожектора слепят, а человек стоит в середине зала, от вас далеко. Но в остальном это интересно и зрелищно.

Перед финалом оставшиеся бойцы могут разбивать доски. Кто больше. Это называется темашивари и входит в программу соревнований. На это стоит обратить внимание. Все много раз видели как разбивается куча досок, но каждый раз это очень сильное впечатление. Попробуйте снять это, может вам удастся сделать яркий кадр.

По одежде

Думаю говорить об опрятности, побритости и дезодоранте нет смысла, это естественно и всем понятно. Вы не должны быть «как рояль».
Фрак, костюм тройку оставьте дома. Как и лакированные ботинки. Это не подиум и ваш внешний вид не должен отвлекать никого от самих боёв. Чем менее заметна ваша одежда, тем лучше вам. Джинсы, свитер, или что подобное и вам удобное. Я часто брал на такую съёмку жилет. Очень похож на «разгрузку» спецподразделений, шит для них, и фасон и ткань, но без кевлара и титановых вставок. Зато очень много карманов, механически прочен и очень тепло.

Разрешение на съёмку

На соревнованиях, как в церкви, нужно получить благословение батюшки. Т. е. Главного за столом судейским. Если это соревнование уровня города, области — тогда очень легко всё решается. Всем не до вас. Если Чемпионат России или Международный уровень — необходимо разрешение главы Школы. Или Главного от принимающей стороны. Т. е. вы должны получить т. н. Аккредитацию. С соответствующим бейджем — пропуском. Иначе Вам придётся снимать из зала, потому что оцепление МВД вас не пропустит.

Глава Школы, Стиля — Шихан (Shihan) — очень уважаемый человек. Относитесь к нему со всем почтением. Несмотря на его вид и свиту. Если разрешение от Администрации получено — проблем не будет.

Этика съёмки

В каждом зале боевых искусств существует свой кодекс Правил. Кодекс Доджо.
И во время проведения соревнований эти правила, естественно, должны соблюдаться. Это и уважение к старшим, и поклоны противнику, и использование в бою только разрешённых приёмов. Одним из пунктов Правил является выход на татами только босиком. И судьи и рефери и бойцы выходят на татами босиком, предварительно почтительно поклонившись. И потому, когда вы фотографируете от ковра, Вам лучше снять обувь или быть очень внимательными чтоб не наступить ногой на татами. Это очень важно. Нельзя есть, пить, говорить по телефону, находясь рядом с местом, где идёт бой. И вообще, возьмите за правило, что лучше, если вас никто не будет видеть. Т. е. ваше поведение должно быть максимально невидимо и неслышимо для всех, особенно для зрителей. И, естественно, для Администрации соревнований.

И снова про Технику

Кадров будет много. Аксиома.
Плёнки много не бывает. Флеш-карта всегда заканчивается перед Финалом.
Судьи всегда назначают дополнительную минуту боя, когда у вас в камере осталось 10 кадров.
Переносной HDD (хард-диск) очень медленный.
Ручная перемотка быстрее, чем мотор Вашей камеры. Руками можно перемотать и быстрее и тише.

Т. к. опыта подобной съёмки у Вас пока не много, чаще нажимайте на кнопку. Не смотрите на цифровой экран, что там получилось — бой идёт 2 минуты, потом посмотрите и лишнее удалите. Бывает и так, что на финальный бой уходит 2-4 ролика плёнки. Иначе трудно поймать, что-либо стоящее, в нужной фазе и в нужном масштабе. Такой расход оправдан и возможен, несмотря на опыт.

Мотор

Можно снимать и без него, но трудно, а в ряде ситуаций и совсем невозможно. Движения и удары бойцов очень быстрые. Один знакомый боксёр-профи, утверждал, что боксёр высокого уровня, мастер спорта международного класса, по мешку бьёт со скоростью 5-7 ударов в секунду! Не проверял, не знаю, но допускаю вполне. Скорость удара ноги профи каратиста много быстрее вашей реакции, и надеяться на то, что вы заранее нажмёте кнопку затвора, не приходится.
Делайте начало серии кадров, как только боец подумал об атаке.

Поэтому, камера со скоростью мотора 2-3 кадра в секунду — мало, факт и опять аксиома. Или хотя бы три-пять кадров в секунду…
В ролике плёнки 36 кадров. При скорости 5 кадров в секунду вы закончите плёнку за 7 (семь) секунд. В 2 Gb СF карте 120 файлов RAW камеры Nikon D200 c матрицей в 10,2 млн. Этого объёма флеш-карты Вам хватит на 24 (двадцать четыре) секунды непрерывной сьёмки.

Вывод: научитесь снайперски стрелять, т. е фотографировать. Метод «фотопулемет» — это не выход. Но, тем не менее, на день соревнований беру всегда не менее 15 роликов плёнки.

Быстродействующие цифровые камеры могут делать 5 кадров в секунду в течение 10–15–20 кадров JPG, и при заполнении буфера обмена, требуют времени на запись в CF. И потому CF должна быть максимально быстрой и ёмкой. Ещё менее высокая скорость при съёмке в RAW, и чем больше ваша матрица, тем больше размер выходного файла, и большее время задержки вашей съёмки. И потому, снимая на цифровую камеру, думайте о том, для чего планируется данная съёмка. И если нет острой необходимости, лучше снимать в лучший JPG чем потерять возможность делать кадр, пытаясь снимать в RAW.

Мотор обратно

Скорость перезарядки камеры: чем быстрее — тем лучше (идёт бой). Как магазин автоматического оружия во время реального боя. Или нужно брать с собой две камеры. С цифровой камерой проще работать, потому что есть флеш-карта. Но хуже, то, что с неё долго перекачивать на переносной HDD. На мой мобильный HDD карта объёмом 2 Gb переписывается минут 20-30.

И поэтому нужна не одна CF и много запасных аккумуляторов. Для полной уверенности рекомендую взять с собой быструю зарядку аккумуляторов. В перерыве между кругами боёв всегда можно подзарядиться.

Вспышка

Мой опыт съёмок дерущихся мужчин в белом кимоно, в огромном зале, с провалом света на фоне, говорит, что импульсный осветитель не нужен. Или только дополняющий свет. Причём очень мне удобным показалось съёмка с большой «молотковой» вспышкой Metz 45 (хоть и очень она тяжёлая и громоздкая). Проблемы с работы со вспышкой на подобной съёмке: Высокая потребность в питании. Необходим большой запас аккумуляторов. Большой суммарный вес вспышки и камеры с объективом на шее. Забитый светом передний план, выбеленные кимоно и «уголь» фона.
Вспышка в потолок или под 45 градусов не даёт желаемого эффекта, т. к. очень высокие потолки в залах, и мощности импульса недостаточно.

Не раз слышал предположение о том, что импульс вспышки ослепит бойца, и он проиграет бой. Мне очень трудно себе это представить. Когда стоишь на татами и перед тобой противник, нет ничего в этом мире, что могло бы тебя отвлечь от этого. Ты и он. И голос тренера. Думать о вспышке, реагировать на неё — нет ни времени, ни сил. Идёт бой. И ты должен его выиграть. В тебя верит твоя команда, твой тренер, ты готовился к этому очень и очень долго. А вспышка — это такая мелочь, что её совсем не замечаешь.

И нужно помнить, что затвор камеры работает быстрее, чем вспышка. Скорость заряда импульса 0,5-1-2 сек в лучшем случае. А мотор камеры 2-3-5 кадров в сек. Вот и получается трата пленки\файлов, упущенные моменты, из-за не срабатывания импульса.

На награждении, темашивари (разбивании всего что ломается о части тела или частями тела), показательных выступлениях, на построениях вспышка нужна. Может и необходима.

Оптика

Как можно лучше и светосильнее. фокус от 70 и больше. Почему?
Нет смысла снимать ноги бойцов, или это эпизодический кадр. Широкий угол только на построение или общий план.

Поясной, а чаще грудной масштаб лучше смотрится на фотографии. Важны их лица, эмоции, руки–ноги, а зрители и зал — это второстепенно.

Добавьте к этому подвижность бойцов, и плохо освещённый зал. Получается, что AF должен быть самый-самый, следящий и точный. Но и это не всегда помогает. Потому чаще отключаю его совсем. Руками всё-таки быстрее. Может быть, у меня нет очень светосильных и быстрых зумов, и потому мой Nikon F4 не всегда успевает за передвижениями бойцов по татами.

Много лет снимал камерами Minolta, и могу сказать, что Minolta 7000 — модель для съёмки быстрых спортивных сюжетов непригодная, или пригодная очень ограниченно, AF очень слаб, медлителен, и прожорлив. Т. к. в этой камере питание от АА-батарей, то один комплект — два ролика плёнки! Это очень много. Другая Minolta — 700si — была существенно быстрее, но, тем не менее, явно недостаточно для правильного и быстрого фиксирования объектов в зоне резкости. Но много лучше предшественницы.

Плёнка

Снимаю соревнования больше на плёнку, и тому есть причины. Мало того на плёнку, а ещё и на ч/б плёнку. Крайне редко цвет. Мне очень не нравится кровь на лице и кимоно. Это уже не Искусство Боя. Также убеждён, что зрителю не важен цвет пояса бойца — это вторично. Видал (и не раз), когда Ученик начального уровня вёл бой на равных с Бойцом тёмного пояса и даже Мастерами чёрного пояса. На это было грустно смотреть, а цвет на фотографии ещё более усилил бы это впечатление.

А в ч/б все кошки серы, в смысле пояса.
И это хорошо.

Разумно использовать ISO 400-800, не больше.
Больше ISO возможно, если условия очень плохие, но вы должны отдавать себе отчёт, что результаты такой работы не всегда позволяют печатать со всего кадра. Будет необходимо кадрирование, которое повлечёт за собой увеличение зерна, уменьшение детализации и т. д. Цифровая камера в этом отношении более универсальна, но и там есть свои проблемы с цифровым шумом.

Экспозиция зависит от выдержки и того что вы снимаете. Если затяжные толкания-бодания двух уставших бойцов после 6 мин боя — то и на 1\15 можно снимать не боясь. А есть «мухачи» (лёгкий вес), которые на 1\250 дают на кадре «шевелёнку», а на 1\500 стопу бьющей ноги не видно.

Бойцы

Рекомендую знать героев в лицо, и по фамилии, и по имени. Знать, кто хорош работой своих ног, кто подсечкой, у кого «коронка» — это «вертушка», которая смотрится красиво и зрелищно. Найдите кого-либо из информированных друзей — они сами вам покажут интересных бойцов. Как и во многих видах Борьбы, первые бои отборочные, и туда могут попасть спортсмены очень разного уровня. Очень советую вам смотреть и снимать все бои. Хотя это очень трудно, потому что, как правило, первые круги проходят одновременно на двух татами. Съёмка отборочных боёв даст вам возможность пристреляться к технике, которая сегодня с собой, выявить наиболее удобные точки съёмки, увидеть явно сильных и техничных бойцов, у которых «хорошие ноги» или акробатическая подготовка, и они используют её в бою. Или запомните таких, или запишите. В следующем круге, в полуфинале, финале, вы уже подготовитесь к съёмке такого бойца, если сможете, то выявите его сильные стороны, любимый удар, расположенность к «верхним ногам» или к подсечкам. И уже имея эту информацию, вы будете готовы нажать вовремя на спуск.

Мне очень нравится снимать лица бойцов во время боя. На этом лице всё написано. Оно не может обмануть. На лице всё видно, трус или смельчак, победитель или уже проигравший. Это очень трудный вид съёмки, но я могу порекомендовать попробовать это сделать.

Рефери. Судьи. Тренер

Это те лица, от которых очень зависит исход боя. И хоть они буквально не участвуют в поединке, они там, они внимательно наблюдают схватку. Одни — чтобы оценить действия, другие — чтобы помочь советом, прокричать о явной ошибке своего питомца или приободрить его перед решающим, третьим-четвёртым двухминутным боем. Тренер — это тот, кому боец верит больше, чем себе, и Тренер, зная это, очень переживает и бывает, эмоции перехлёстывают холодный разум и опыт, и всё сразу выходит наружу, на лицо, на руки, и Вам нужно успеть эти эмоции увидеть и поймать камерой.
Это будет удачный кадр.

Зритель

Зритель на подобных соревнованиях — это особая категория. Это, во-первых, такие же спортсмены, как и те, кто бьётся на татами. Просто сегодня не их день, и они это понимают, сожалеют, думают, что они-то тут в секунду расправились бы с этим «мешком», и бурно и громко выражают свои эмоции. Крики «Мочи его!», «Вали его!», «Судью на мыло!», «Ты сильный, Вовка!», «Ты его сделаешь!» и т. д. в кульминационные моменты боя часто будут слышны в зале. Не нужно на это обращать внимания.
Нужно попытаться сделать снимок этих эмоций. Этих лиц. Там всегда есть что посмотреть.

Во-вторых, это родители или девушки бойцов. Эти ведут себя очень спокойно и сдержанно.
Осталось сказать о награждении. Это стандартная и формальная процедура, она похожа и на соревнованиях городского уровня, и на Олимпийских играх. Радость победы и боль поражения. Радость от того, что ты смог, превозмогая себя, победить в этом бою. И тебе не важен этот Кубок, не важен человек, кто вручает его, а важна твоя внутренняя Победа над самим собой.
И задача фотографа увидеть это и передать зрителю.

Очень важна в подготовке к соревнованиям Команда. Команда вместе готовится, вместе тренируется, все вместе болеют друг за друга. И очень часто фотографа просят снять всю Команду, всех вместе, после такого дня. Дня победы или дня поражения. Тут вам понадобится самый лучший объектив, может штатив и вспышка. Фокус лучше в районе 35, и плотное кадрирование.
И пусть эти фотографии останутся у вас и у них на память.

Глубоко уверен, что всё написанное не претендует на полноту в описании всех возможных съёмок, которые вас поджидают на соревнованиях.
Но главное Вы помните, что это и ваше соревнование с самим собой, со своими страхами, проверка реакции и навыков фотографирования.

Удачи вам!

Другие фотографии Kyokushinkai Karate Вы можете посмотреть тут:
http://www.kondakoff.com/gallery_sport.php

Перепечатка в Интернете и печатных средствах массовой информации запрещена без письменного разрешения Автора.
Все права на текст и фотографии принадлежат Автору.
© 2007 Кондаков Александр.